Битва за алименты. Вторая часть.
- Сергей Игнатенко
- 7 окт. 2015 г.
- 7 мин. чтения
Твёрдая денежная сумма.
Статья 83 Семейного кодекса РФ устанавливает, что если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся доход, либо если этот родитель получает доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку или иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме. Размер твердой денежной суммы определяется судом, исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения.
В Обзоре судебной практики отмечается, что, рассматривая дела такой категории, суды учитывали имущественное положение семьи до момента прекращения родителями ребенка совместного проживания либо до момента прекращения одним из родителей выплаты средств на содержание ребенка в добровольном порядке при раздельном проживании родителей. В последнем случае за основу принимался размер денежной суммы, которая ранее добровольно выплачивалась на содержание ребенка отдельно проживающим родителем.
Судами также выяснялось и учитывалось, посещает ли ребенок детские дошкольные или иные учреждения дополнительного развития, например, занимается ли он музыкой, рисованием, спортом, танцами и другими занятиями. В случае, если такие занятия требовали дополнительной оплаты, размер алиментов взыскивался с родителя в таком размере, чтобы ребенок мог сохранить прежний уровень жизни и продолжить обучение, посещение кружков, дополнительных занятий.
При рассмотрении таких дел суды также выясняли размер заработка и наличие имущества у лица, которое обязано выплачивать алименты. В Управлениях Росреестра запрашивались сведения о наличии в собственности недвижимого имущества, в органах ГИБДД – сведения о наличии зарегистрированных транспортных средств, в налоговых органах – сведения о размере доходов.
Также суды запрашивали сведения в кредитных учреждениях о наличии счетов, денежных вкладов ответчика и имеющихся на них денежных средствах, если истцом заявлялось ходатайство об этом. Поэтому тем гражданам, которые обращаются в суд по вопросу о взыскании алиментов желательно заявлять такое ходатайство, чтобы суды запрашивали эти сведения.
Наиболее часто алименты в твердой денежной сумме взыскиваются с лиц, ведущих предпринимательскую деятельность. В указанных случаях суды исходят из того, что доход носит нерегулярный, меняющийся характер, в связи с чем установить точный доход ответчика затруднительно.
В Обзоре судебной практики приводится пример судебного дела, в ходе которого ответчик, отец ребёнка, пытался убедить суд в том, что его предпринимательский доход очень незначителен, предъявляя суду свою налоговую декларацию по единому налогу на вменённый доход. Суд не принял во внимание этот довод и указал, что вменённый доход – это не реальный доход от предпринимательской деятельности, а потенциально возможный доход, который применяется только для расчёта суммы налога. В итоге суд взыскал алименты на двух детей в общей сумме 12 600 рублей, исходя из суммы прожиточного минимума на каждого ребёнка. При этом суд принял во внимание, что ответчик оказывает материальную помощь отцу, инвалиду II группы.
Другой распространенной причиной, служившей основанием для взыскания алиментов в твердой денежной сумме, является отсутствие у ответчика постоянной работы. При наличии у ответчика во время рассмотрения дела той или иной работы суды оценивают характер этой работы, чтобы определить, является ли такая работа постоянной либо она носит срочный характер.
Например, в одном из дел, ответчик предъявил суду заключённый с ним договор подряда и на этом основании просил взыскать алименты не в твёрдой денежной сумме, а в размере доли к заработку. Суд изучил договор подряда и пришёл к выводу, что подрядные отношения носят срочный характер и не могут расцениваться как постоянная работа.
В Обзоре судебной практики приводятся примеры дел, в которых ответчики формально имели постоянную работу и официальный заработок. Только размер этого заработка был очень мал, но именно с него ответчики предлагали взыскивать алименты в размере доли. В одном из дел заявленный заработок составил только 4000 рублей, соответственно, алименты на одного ребёнка составили бы 1000 рублей в месяц. В итоге истцам по этим делам удалось доказать в суде, что реальные доходы ответчиков являются гораздо большими, чем их официальный заработок. Это было подтверждено тем, что ответчики ежемесячно платили банкам по своим кредитным договорам суммы, превышающие их официальный заработок. В одном из дел суд также учёл, что ранее ответчик в добровольном порядке оказывал материальную помощь на ребёнка в размере 6 000 рублей.
В Обзоре судебной практики рассматривается также пример иной ситуации, когда суд первой инстанции взыскал алименты в твёрдой денежной сумме с ответчика, который является инвалидом II группы бессрочно, и единственный доход которого составляет пенсия по инвалидности, при этом размер пенсии меньше чем сумма взысканных алиментов. Суд вышестоящей инстанции отменил это решение и взыскал алименты в размере доли дохода ответчика.
В судебной практике имеются примеры, когда алименты взыскиваются одновременно в твёрдой денежной сумме и в долях к заработку ответчика. Такие решения могут приниматься, если заработная плата ответчика имеет небольшой размер, а также, если ответчик помимо заработной платы имеет другие источники доходов.
Например, по одному из дел суд взыскал алименты одновременно в долях и твёрдой денежной сумме с ответчика, заработная плата которого составляла 10 000 рублей, так как размер заработной платы был меньше прожиточного минимума для трудоспособного населения, а также, так как ответчик имел дополнительный доход.
По другому делу суд также взыскал алименты одновременно в долях и твёрдой денежной сумме, так как в судебном заседании было установлено, что помимо заявленного в суде дохода у ответчика имеется значительный дополнительный доход, на его имя открыты валютный и рублёвый счета в банке, на рублёвый счёт поступают значительные суммы, ответчик является собственником дорогостоящего имущества. Все эти обстоятельства были учтены судом, который справедливо определил, что в этом случае взыскание алиментов только в размере доли к заработку ответчика нарушит право детей на сохранение прежнего уровня их обеспечения.
В Обзоре судебной практики отмечается, что если первоначально подан иск о взыскании алиментов в размере доли заработка или иного дохода ответчика, но в ходе рассмотрения дела суд установит обстоятельства, которые позволяют ставить вопрос о взыскании алиментов в твёрдой денежной сумме или одновременно в долях и твёрдой денежной сумме, то в этом случае суд вправе поставить на обсуждение сторон вопрос о возможности взыскания алиментов в таком порядке и затем принять решение о таком взыскании.
Статья 117 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность индексации алиментов, взысканных в твёрдой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы в субъекте Российской Федерации, или в целом по Российской Федерации, если в субъекте величина такого прожиточного минимума не установлена. Исходя из этого, пункт 2 ст. 117 Семейного кодекса РФ требует определять размер алиментов в твёрдой денежной сумме кратным величине такого прожиточного минимума или в виде доли к этой величине. Величина прожиточного минимума на ребёнка в Приморском крае на сегодняшний день составляет 13 649 рублей.
Взыскание алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей.
Согласно ст. 85 Семейного кодекса РФ, родители обязаны содержать своих совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи. При отсутствии соглашения об уплате алиментов их размер определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и иных заслуживающих внимания интересов сторон.
Иски о взыскании алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних детей могут быть предъявлены самими совершеннолетними, а если они в установленном законом порядке признаны недееспособными, - лицами, назначенными их опекунами.
К нетрудоспособным лицам суды относят лиц, признанных в установленном порядке инвалидами.
Определяя нуждаемость в получении алиментов совершеннолетнего нетрудоспособного лица, суды исходили из того, что получение таким лицом пенсии, стипендии или пособия, наличие у него того или иного имущества не лишает его права на получение содержания от родителей, если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения необходимых потребностей.
Факт нуждаемости нетрудоспособного совершеннолетнего определялся судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела.
В связи с этим суды проверяли, какие расходы несут совершеннолетние нетрудоспособные дети для удовлетворения всех необходимых и жизненно важных потребностей, достаточно ли пенсии и иной социальной помощи, получаемой за счет государства, для удовлетворения этих потребностей, какие иные доходы имеются у истца, а также выясняли материальное и семейное положение родителей.
В судебной практике возник вопрос, являются ли нетрудоспособными в значении ст. 85 Семейного кодекса РФ, и могут ли требовать взыскания алиментов с родителей дети до достижения ими возраста 23 лет, если они учатся по очной форме обучения.
Дело в том, что согласно нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к нетрудоспособным членам семьи, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, относятся, в том числе, и обучающиеся по дневной форме обучения дети до достижения ими возраста 23 лет.
Верховный Суд РФ в своём обзоре судебной практики указал, что данные нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут распространяться на семейно-правовые отношения в части взыскания алиментов на содержание совершеннолетних детей. Также Верховный Суд РФ выразил позицию, что действующим семейным законодательством не предусмотрена обязанность родителей содержать совершеннолетних трудоспособных детей, в том числе и обучающихся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Взыскание алиментов с совершеннолетних братьев и сестёр, а также с дедушек и бабушек.
Согласно статье 93 Семейного кодекса РФ, несовершеннолетние нуждающиеся в помощи братья и сестры в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся в помощи совершеннолетним братьям и сестрам, если они не могут получить содержание от своих родителей, супругов (бывших супругов) или от трудоспособных совершеннолетних детей.
Статья 94 Семейного кодекса РФ устанавливает также алиментные обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков, которые аналогичны алиментным обязанностям трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер.
Дела о взыскании алиментов с братьев и сестёр, дедушек и бабушек достаточно редки в судебной практике. Они рассматриваются только в исковом порядке, так как при их рассмотрении необходимо установить, что те лица, которые в первую очередь обязаны обеспечивать детей, то есть, их родители, объективно не имеют такой возможности. Также нужно подтвердить, что братья и сёстры, или дедушки и бабушки имеют необходимые средства для выплаты алиментов.
В этих случаях размер алиментов устанавливался судом в твердой денежной сумме с учетом материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон.
В Обзоре судебной практики отмечается, что наиболее частым поводом для обращения в суд с требованием о взыскании алиментов с братьев и сестер, дедушки и бабушки ребенка являлось неисполнение родителем ребенка решения о взыскании алиментов.
Например, согласно материалам одного из дел, мать ребёнка обратилась с иском о взыскании алиментов с родителей отца ребёнка, так как последний злостно уклонялся от уплаты алиментов, привлекался за это к уголовной ответственности, однако так и не трудоустроился и не встал на учёт в центр занятости.
В этом случае суды отказали истице во взыскании алиментов с дедушки и бабушки ребёнка, указав, что несовершеннолетняя имеет обоих родителей, которые трудоспособны и в состоянии ее содержать, отец несовершеннолетней обязан по решению суда уплачивать алименты, поэтому не имеется предусмотренных статьей 94 Семейного кодекса РФ оснований для возложения обязанности по содержанию ребенка на бабушку и дедушку.
Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практике оценил эту позицию судов как правильную, так как алиментные обязательства дедушки и бабушки являются алиментными обязательствами второй очереди и возникают только в случае невозможности получения внуками содержания от своих родителей. То есть должна быть установлена уважительная, не зависящая от родителей причина, которая влечёт объективную невозможность содержать своих детей.
В качестве примера обоснованного взыскания алиментов с бабушки ребёнка Верховный Суд РФ в своём Обзоре судебной практики привёл дело, согласно материалам которого, отец ребёнка-инвалида осуждён на длительный срок и не имеет возможности оказывать какую-либо материальную помощь матери ребёнка, на содержании которой трое детей.
Сергей Игнатенко, юрист.
Comments